Икона Божией Матери “Казанская” – святой образ происхождением из древнего града Казани, покоренного русским войском Ивана Васильевича Грозного. Что нам известно о ней? Почему именно этот образ Богоматери считается наиболее чтимым православными верующими на Руси? Какое значение сыграла она в судьбе нашего Отечества? Чем примечательна и удивительна история Казанской иконы? На эти и другие, не менее интересные вопросы, мы и постараемся дать ответ в этой статье.
Явление Казанского образа
История иконы началась в 1552 году с завоевания русским царем Иваном Грозным последнего оплота татарской угрозы на Востоке – Казанского ханства. С этого момента в Казани на смену мусульманству приходит православие, а спустя еще год, в 1553 году, была образована и православная епархия. Однако, местные жители противились новой вере, и, хотя, православная религия распространялась на покоренных землях, но процесс этот шел весьма медленно.
Страшный пожар в Казани 1579 года
28 июня 1579 года в Казани произошел страшный пожар, в котором выгорела большая часть города и погиб каждый четвертый житель. Казанский кремль выгорел на половину. Казань погрузилась в уныние, а злорадствовавшие мусульмане посмеивались над православными: «Это ваш Бог наказал вас! Это вы Его прогневали!». Новообращенные стали колебаться в выборе веры, многие из них стали задумываться о том, чтобы вернуться в ислам.
«Вера Христова, – как отмечал летописец тех времен, – стала притчею и поруганием». И не известно, чем бы закончилась эта грустная история, если не случилось великое чудо явления иконы Пресвятой Богородицы. Произошло все это на месте сгоревшего дома стрельца Даниила Онучина, дочери которого, Матроне, приснилась Божья Матерь. Во сне Владычица повелела девятилетней девочке отыскать на пепелище икону с Ее образом.
Чудесное обретение
Взрослые сначала не поверили девочке, посчитав ее рассказы детской выдумкой. Три раза Богородица являлась во сне Матроне велев отыскать икону. Когда мать Матроны поняла, что это не детские рассказы ради шалости, а случилось Божье провидение, она с дочкой пошла отыскивать икону в месте, на которое во сне указывала Богородица. На глубине трех локтей – около одного метра, мать и ее дочка Матрона обнаружили святой образ Божией Матери.
Достоверно историю того, каким образом лик Казанской Богородицы оказался в том месте, где его откопали, никто не знает. По одной версии икона была принесена апостолом Лукой, по другой мусульманином, который приняв православную веру скрывал это и спрятал лик. Есть также версия, что икону с собой в Казань привез плененный русский, еще во времена существования ханства.
Первые чудеса у явленного образа Богородицы
Свидетелем необыкновенной истории обретения иконы стал священник Ермоген, настоятель церкви Николая Тульского, куда изначально и перенесли образ Богоматери. Как записал в летописи Ермоген: «…чудотворный образ сиял, будто только что был написан красками…». Он же засвидетельствовал и первое свершившееся чудо прозрения двух слепцов Иосифа и Никиты, которые приложились к явленной иконе.
История чудесного происхождения иконы Богородицы, уцелевшей в разгулявшейся огненной стихии, быстро разлетелась по Казани, и у места обретения собралось множество людей. Город огласился праздничным перезвоном, под который Ермоген внёс икону в храм святителя Николая Тульского.
Значение чуда явления
Чудо явления иконы Божией Матери, произошедшее в Казани, имело важное значение в становлении православия. Сомневающимся оно помогло укрепить свою веру во Христа, впавшие в уныние обрели новые силы после случившейся беды. Люди поняли, что Господь и Пресвятая Богородица рядом, в столь трудное для них время.
С обретенного образа сделали копию и отправили в Москву царю Ивану Грозному, приложив описания чудес, явленных этой иконой. Царь дал наказ – там, где обрели образ возвести монастырь. Подчинившись воли царя был построен Богородицкий монастырь, в него и перенесли икону. Сам обретенный образ назвали «явленным» и в честь этого великого события обретения иконы 8 июля (21 июля по новому стилю) сделали праздничным днем, который изначально отмечали в Казани, а потом и по всей Руси.
Смута и значение Казанской иконы в спасении Руси
Не только историей своего происхождения известен святой образ иконы Казанской Божией Матери, но и тем, что явился духовным оплотом и силой для русского ополчения, спасшего Русь от захвата и уничтожения во времена Смуты, царившей в конце XVI начале XVII вв. после исчезновения династии Рюриков.
В 1610 году, ослабленную внутриполитическими дрязгами и приходом к власти самозванцев, Москву захватили поляки. К защите своей Родины православных призвал патриарх Московский Гермоген — тот самый, что пронес явленную в 1579 году Казанскую икону в свой храм.
Первое ополчение
Освободить столицу от польских захватчиков должно было еще первое народное ополчение, вошедшее в Москву в марте 1611 года под предводительством Прокопия Ляпунова. Но, согласно истории, записанной в летописи 1630 года, освободители не приняли привезенную им икону Казанской Божией Матери с должным почтением. Первому ополчению не удалось прогнать поляков. Окончательно войско распалось после гибели его главы.
Второе ополчение
Второе ополчение не повторило ошибок предшественников. Дмитрий Пожарский, возглавивший нижегородское войско, призвал соотечественников просить помощи у чудотворного образа. Три дня и три ночи ополченцы молились Богородице, и на четвертую ночь архиепископу Элассонскому Арсению, пребывавшему тогда в осажденной столице, было видение. Ему явился преподобный Сергий Радонежский, пообещавший скорое спасение Москвы.
На следующий день ополченцы освободили Китай-город, а еще спустя пару дней и всю столицу. После чего был совершен крестный ход – ополченцы со списком Казанской в руках шли к Кремлю. По их словам, Богородица стала для них Путеводительницей, все верили, что она сыграла важное значение, и без ее покровительства победы не случилось бы.
С того времени 22 октября (4 ноября по новому стилю) – в России стали отмечать второй праздник Казанской иконы Божией Матери.
Казанская по своей сути это список с древней Влахеренской иконы, а по типу написания относится к образам, называемыми Одигритрия. В переводе с греческого означает «Путеводительница», так что ополченцы были вправе так ее именовать. В истории Казанский образ Пречистой еще не раз укажет путь к победе российским войскам, исполнявшим святой долг по защите отечества и веры.
В 1636 году при непосредственном участии князя Пожарского в столице возвели первый Казанский собор, в нем впоследствии и разместили икону.
Икона Казанской Богоматери и ее значение в истории Санкт-Петербурга
В судьбе Северной Пальмиры образ из Казани также оставил свой след.
По преданию, Петр Великий перед ликом Казанской брал благословение у святителя Митрофана Воронежского. Причем произошло это еще до основания «града на Неве». При благословении святитель сообщил царю, что Матерь Божья поможет в битвах с врагами его, и добавил «После победы перенесешь сей образ в новую столицу, она станет покровом для нее и всего народа твоего».
Данные слова святителя вспоминали и блокадники, веруя, что пока городу покровительствует Богородица, враг не попадет в него.
История происхождения Санкт-Петербургского списка Казанской иконы Божьей Матери начинается накануне битвы под Полтавой. Перед ней Петру Великому стало известно – в селе Каплуновка имеется чудотворный образ Казанской иконы. По царскому повелению его доставили в стан русского войска. Петр I провел долгую молитву перед образом, а после повелел пронести его перед войсками. Образ присутствовал и на поле битвы, поддерживая войска.
Позже, один из потомков Петра – Павел I – повелел выстроить в Петербурге Казанский собор, в его центральном иконостасе и был помещен Санкт-Петербургский список.
История Казанской иконы Божьей Матери затрагивает и период ВОВ – во время блокады, когда жителей практически оставили все силы, было решено вынести образ из собора и провести крестный ход. Решение принималось на самом верху и в шествии участвовали некоторые из городских руководителей. Не вызывает сомнения большое значение образа Казанской Божьей Матери в тех событиях, который придал измученным людям сил и мужества.
Отечественная война 1812
Эта война в российской истории выявила немало трудностей. После многочисленных споров и отступлений во главе армии стал Кутузов – светлейший князь и ученик Суворова.
Перед тем как отъехать к войску, Кутузов провел время в молитвах перед Казанским образом, прося Богородицу о спасении отечества. Видать благоволила она великому князю, так как уже к Рождеству в Казанском соборе провели молебен в благодарность за избавление России от нашествия вражеского. К образу Пресвятой были возложены трофеи. А донские казаки преподнесли особый дар – серебро, которые супостаты награбили в православных храмах. Впоследствии все серебро было переплавлено, и из него был изготовлен новый иконостас для собора и киот для образа.
Кража иконы
Шел июнь 1904 года. Жители Казани как обычно вели приготовления к большому православному празднику обретения Казанской иконы, который, как было сказано выше, проводился каждый год 8 июля. Но в этом году празднику не суждено было состояться. Случилась страшная история похищения иконы.
Позднее похитителя схватили. Им оказался матерый преступник и атеист Варфоломей Стоян, утверждавший, что, похитив икону он ее уничтожил: разрубил на части и сжег в печи. В ходе следствия, он несколько раз менял свои показания по поводу того, что он сделал с образом, поэтому доподлинно не было установлено, что произошло на самом деле со святым ликом Богородицы после похищения.
В 1916 году, сорокалетний Варфоломей Стоян, умирая заточенным в Шлиссельбургской крепости, отказывается от исповеди и повторно заявляет: он атеист, который ни в кого не верит, и что это именно он в 1904 году уничтожил икону, с целью доказать, что чудотворного в ней ничего нет.
Годы революции
Циничное похищение и, возможно, уничтожение оригинала Казанской иконы наводило людей на мрачные мысли. Уже тогда, за 13 лет до революции, пропажу святого образа сочли дурным знаком, предрекающим уничтожение церкви. До 1917 года найти оригинал Казанской иконы Божией Матери так и не удалось. А с приходом советской власти поиски и вовсе прекратились.
Большевики были заинтересованы в разрушении всего, что было связано с религией. Революционеры нуждались в том, чтобы люди верили только в светлое социалистическое будущее, и сильной конкуренции в лице церкви опасались. Существует версия, что оригинал иконы пропал не просто так — кому-то было выгодно вселить страх в людей.
Православные России продолжали возлагать надежды на две копии, которые тоже были признаны чудотворными. Первый — Московский список — украли из Казанского собора, польстившись, вероятнее всего, на богатый оклад. Дальнейшая его судьба так и осталась неизвестна. Петербургский список спасли в 1922 году благодаря счастливому случаю и необразованности пролетарского класса. Когда большевики пришли в Казанский собор, чтобы изъять ценное церковное имущество, их встретил протоиерей Николай Чуков и сообщил, что икона никакой ценности не имеет. Облеченные властью грабители поверили и образ не тронули.
Спустя 10 лет, в 1932 году, Казанский собор все же закрыли. Иконостас разобрали, но чудотворную икону снова уберегли, спрятав внутри церкви Смоленской Божией Матери.
История Казанской иконы в годы войны
С началом Великой Отечественной войны отношение к религии смягчилось. Как говорили тогда: «В бою атеистов не бывает». По свидетельствам участников боевых действий, русские защитники бросались в атаку, перемежая крики «За Родину, за Сталина!» и «Спаси и сохрани!».
Явление Богородицы митрополиту Илие
Свои молитвы о спасении России возносил Господу митрополит гор Ливанских Илия. Однажды ему явилась сама Пречистая. Она сказала ему, что необходимо снова открыть церкви, освободить заключенных священников, а икону Казанской Божией Матери пронести с войсками до самой границы России — иначе страну не уберечь.
Доподлинно неизвестно, удалось ли связаться митрополиту с Иосифом Сталиным, но то, что с начала войны в Советском Союзе свернули пропаганду против Церкви, это факт.
Существует информация, что уже в июле 1941 г. проводилась небольшая встреча Сталина с Митрополитом Сергием. Кроме того, прекратились гонения на священнослужителей, им также не запрещалось распространять патриотические обращения к прихожанам.
Воздушный Крест
Историки до сих пор не пришли к единому мнению — а был ли на самом деле воздушный крестный ход с Казанской иконой, спасший Москву от фашистских захватчиков. Документальных подтверждений этого факта нет. Но есть опубликованные воспоминания В. Г. Владимирова, охранявшего в те годы Москву от разгула бандитизма. Он писал, что самолет с ликом Богородицы трижды облетел город. Сразу после этого столицу завалило снегом и резко похолодало — погодные условия помогли защитить Москву.
Другие воспоминания участников военных событий
По сохранившимся воспоминаниям участников событий, две великие битвы — Сталинградская и Курская — начались только после того, как советские генералы и солдаты помолились перед Казанской иконой Божией Матери. Сами немцы потом вспоминали, как во время сражения их парализовал страх от увиденного в небе лика Мадонны (католическое название Богоматери) и перестало работать оружие. В руинах Сталинграда после битвы уцелело единственное здание — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
В штурме Кенигсберга (будущего Калининграда) тоже помог чудотворный образ. Воевавший там русский офицер вспоминал, что советское войско уже было обессилено, когда привезли трех священников. Они совершили молебен и направились с образом Богородицы в руках к передовой. Стрельба прекратилась. Фашисты гибли и сдавались в плен. Над Кенигсбергом подняли советский флаг.
Заключение
Как можете видеть из этой статьи, дорогие читатели, история иконы Казанской Божией Матери является подтверждением того, что в самые тяжелые годы для себя, наша отчизна могла надеяться на помощь Пресветлой. И значение сего факта крайне важно, а потеря веры тяжело сказывается не только на жизни каждого верующего, но и всей страны.